Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность – игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой игре.
Ведущая функция – воспитание.
- Особенности возраста:
- Кризис 3х лет. Формирования «системы Я»
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- Появление смысловой структуры самопознания
- Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- Удерживает внимание 7-8 минут.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- При новой деятельности необходимо поэтапное пояснение (делай, как я).
- Новообразования:
- Усвоение первоначальных нравственных норм.
- Самооценка.
- Появление элементов партнерского общения.
- Развитие видов детской деятельности
3.1. Игра:
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
- участвует в разыгрывании сюжета - цепочки 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый).
3.2. Рисование:
- создает предметный схематический рисунок, изображение
- опережает замысел.
3.3. Аппликация:
- может составить схематическое изображение из 2 - 3 частей;
- выкладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу.
3.4. Конструирование:
- создает предметные конструкции из 3 - 5 деталей.
- Развитие двигательной сферы
4.1. Развитие моторики (координации движений):
- может пройти по гимнастической скамейке;
- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3-4 раза);
- может перекладывать мелкие предметы (со стола в коробку).
4.2. Проявление эмоциональных состояний в движении (вписать преобладающие признаки — по результатам наблюдения).
- Умственное развитие и развитие речи
5.1. Умственное развитие:
- знает названия 3 — 4 цветов и 2 — 3 форм;
- может выбрать из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- по образцу, предложенному взрослым, может выполнить постройку из 3 - 4 кубиков;
- по просьбе взрослого может запомнить 2 — 3 слова;
- не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;
- использует предметы-заместители, причем один предмет может замещать разные объекты (палочка как ложка, градусник, карандаш и др.).
5.2. Развитие представлений об окружающем:
- достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем мире
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
5.3. Развитие речи:
- может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-ква, ду-ду-ду и др.), возможны дефекты звукопроизношения;
- согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и т.д. (отдельные ошибки допустимы);
- отвечает на простые вопросы взрослого.
- Социальное развитие
6.1. Общение со сверстниками:
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.
6.2. Усвоение социальных норм и правил:
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.